Эндометриоз Причины и Симптомы

Эндометриоз (эндометриоидная болезнь) — патологический процесс, при котором за пределами полости матки происходит разрастание ткани, по своим свойствам подобной эндометрию (Эндометрий — клеточный слой, выстилающий полость матки). Клетки эндометрия мигрируют в несвойственные ей места, развиваются там, превращаются в опухолевидные разрастания и функционируют почти также, как функционирует эндометрий.

Современные гинекологи, то ли для упрощения своей работы, чтобы не делать дополнительных обследований и не вести длительных наблюдений за клиническим состоянием пациенток, то ли не зная истинных названий заболеваний, при эндометрите и эндометриозе, ставят один и тот же диагноз. Но это абсолютно разные заболевания!
(см. статью Эндометрит)

Причины возникновения эндометриоза.

В настоящее время причину возникновения эндометриоза объясняют генетической предрасположенностью и теорией гормонального развития заболевания, согласно которой происхождение эндометриоза связано с нарушением в организме женщины содержания и соотношения гормонов. Это подтверждают определенные изменения в очагах эндометриоза на протяжении менструального цикла и обратный ход развития заболевания во время беременности и в постменопаузе. Имплантационная теория предполагает, что отторгнутые частицы эндометрия при определенных ситуациях, например, хирургических абортах, травматичных родах, забросе менструальной крови из матки в трубы во время спастических сокращениях матки, т.е. во время менструальных болей, оседают на яичниках, трубах, брюшине и дают начало развитию недуга. Однако наиболее важными представляются негативные сдвиги в нейроэндокринной системе вследствие стрессов, неправильного питания, общих соматических заболеваний, нарушений функций желез внутренней секреции, инфицирования половых органов.

Что касается наших наблюдений, то в 50% случаев эндометриоз возникает на фоне заболеваний щитовидной железы, особенно часто при аутоиммунном тиреоидите, а так же при нарушениях выработки гормонов гипофиза. Поэтому, как правило, при лечении эндометриоза приходится восстанавливать одновременно эндокринную систему, иммунитет и органы малого таза.

Эндометриоз бывает:

1.      генитальный

o        (внутренний — локализация патологического процесса, т.е. разрастание эндометрия в мышечном слое матки (в ее канале и шейке).

2.      экстрагенитальный(развитие эндометриоидных имплантантов в других органах и системах организма женщины)

o        Чаще всего возникает экстрагенитальный эндометриоз. Экстраперитонеальный эндометриоз, локализуется в наружных половых органах Его основные формы — эндометриоз влагалища, шейки матки (ее влагалищной части), ректовагинальной перегородки. Существуют как "малые" формы данного заболевания, так и тяжелые (при массивных размерах очагов может быть смешанная локализация процесса — невозможно четко классифицировать эндометриоз), причем последние, как правило, развиваются из-за не принятых вовремя профилактических и лечебных мер.

o        перитонеальный экстрагенитальный эндометриоз поражает, в первую очередь, тазовую брюшину, яичники и маточные трубы.

Эндометриоз характеризуется появлением клеток эндометрия (слизистой оболочки матки) в нетипичных местах: маточных трубах, яичниках, в стенке матки, на брюшине, в мочевом пузыре, прямой кишке и в более отдаленных органах. Эти скопления клеток называют "очагами эндометриоза" и эти клетки начинают функционировать циклически подобно обычной слизистой оболочке матки, т.е. "менструировать".

По частоте возникновения эндометриоз стоит на третьем месте после воспалительных заболеваний органов малого таза и миомы матки.

Симптомы эндометриоза разнообразны:

• в некоторых случаях эндометриоз вообще может не проявляться, но наиболее типичным симптомом эндометриоза является боль, которая усиливается во время менструации;
  • часто боль и дискомфорт возникают при половой близости (Диспареуния), что делает ее невыносимой, наиболее выражена у больных с поражением влагалища, ректовагинальной перегородки, крестцово-маточных связок, прямокишечно-маточного пространства. Нередки также болезненные ощущения в области поясницы, нерегулярность менструаций, их чрезмерная обильность.
  • мажущие кровянистые выделения после менструации.
  • причиной бесплодия при эндометриозе, чаще всего является ановуляция (нарушение процесса овуляции).
  • Дисменореяпри эндометриозе может быть связна с: менструальным кровотечением в кисту и увеличением давления в ней; с ретроградной менструацией и раздражением брюшины; с увеличением выработки простагландинов, которые вызывают спазм сосудов, усиливают маточные сокращения, нарушают двигательную активность матки и ее труб. Боль в процессе менструации возникает и вследствие соприкосновения соседних органов (кишечник, мочевой пузырь) с эндометриоидным очагом;
  • прибавка в весе

Симптомы данного заболевания, это подтверждается практикой специалистов нашей клиники, могут быть весьма разнообразны и во многом зависят от индивидуальных особенностей организма. В редких случаях, эндометриоз вообще не проявляется и вовремя установить его может только регулярный медицинский осмотр, однако в большинстве случаев, те или иные симптомы все-таки наличествуют.

Так, наиболее характерными признаками эндометриоза является болевой синдром. В разных формах он проявляется у 45-60% больных эндометриозом. Наиболее часто бывает дисменорея. Особенно сильно она проявляется за несколько дней до начала менструации (примерно, за 1-3 суток) и достигает максимума на 1-3 сутки менструации.

Эндометриоз обнаруживается примерно у 70 % пациенток, обращающихся к врачам с жалобами на боли в малом тазу.

Очень часто у пациенток больных эндометриозом бывают проблемы с наступлением беременности, т.к. согласно последним исследованиям, при эндометриозе, несмотря на регулярные менструации, отсутствует истинная овуляция (ановуляция), без которой наступление беременности невозможно. Различного рода стимуляторы в данной ситуации помогают слабо или совсем не дают никакого эффекта.

Традиционная медицина предлагает два пути лечения эндометриоза:

• первый, гормонотерапия. Не будем говорить о токсичности гормональных препаратов, но можем сказать точно — ни одной пациентке, при этом заболевании, гормонотерапия не помогла.
  • второй путь — операционный, он оправдан лишь в случае развития наружного эндометриза (экстрагенитальный эндометриоз), когда показано "прижигание" участков эндометриоидной ткани на других органах.

С целью устранения этого сложного заболевания к нам на помощь приходят растительные препараты, которые направлены на восстановление гормонального фона без применения химизированных гормональных препаратов, на повышение иммунитета и защитных сил организма, которые снимают воспалительные процессы, нормализуют деятельность многих систем и органов .

Наша методика позволяет пациентам излечиться от эндометриоза без оперативного вмешательства и гормонотерапии, что является основой для полного сохранения детородных функций и сохранения здоровья женщины, т.к. лечение абсолютно безопасное, без побочных эффектов!