Миома матки

Миома матки

Миома матки — доброкачественный опухолевый процесс, локализующийся в пределах мышечной оболочки матки.

Миома матки : классификация заболевания

Основная классификация миомы матки отражает место расположения узелковых образований. Различают интерстициальную миому, при которой патологический процесс локализуется внутристеночно, выявление узелков в субсерозном слое характерно для подбрюшинной миомы. Подслизистое расположение процесса формирует субмукозную миому, а межсвязочное – интралигаментарную.

Миома матки. Причины возникновения

Предрасполагают к возникновению миомы матки нарушения процесса обмена веществ, сахарный диабет, ожирение. Эти состояния приводят к изменениям концентрации половых гормонов и состояния мышечного слоя матки. Миома матки так же может сформироваться на фоне нарушений менструального цикла, наследственной предрасположенности, большого числа прерываний беременности в анамнезе.

Как проявляется миома матки

Миома матки проявляется рядом симптомов, среди которых ведущим является боль. В зависимости от локализации и размеров узлов, возраста пациентки и функционального состояния ее организма, болевой симптом может носить различный характер: ноющий, острый или схваткообразный, постоянный или периодически возникающий, локальный или иррадиирующий в область прямой кишки. Как правило, миома матки изменяет характер менструации, выделения могут быть обильными и сопровождаться появлением кровяных сгустков. Увеличение размеров матки за счет разрастания опухолевой ткани может стать причиной возникновения механического препятствия нормальному мочеиспусканию и дефекации. Признаком наличия миоматозного процесса в матке может служить удлинение периода функционирования яичников и продление периода менструаций до 55 лет. Угнетение функции яичников способствует обратному развитию опухоли миометрия.

Миома матки : диагностика заболевания

Проведение тщательного гинекологического осмотра позволяет выявить изменения матки, характерные для развития данного заболевания. С целью уточнения диагноза миома матки применяется ультразвуковое исследование. Выявление диагноза миомы матки требует проведения лечебных мероприятий и постоянного наблюдения за ходом течения заболевания. Быстрый рост размеров опухолевого образования, которым характеризуется миома матки , может свидетельствовать о недостаточности проводимых лечебных мероприятий, развитии процесса нарушения питания узлов матки или появлении злокачественного процесса.

Миома матки. Лечение

В нашей клинике миома матки лечится с применением двух основных методов: консервативного и хирургического. Консервативная терапия такого заболевания, как миома матки предполагает применение базовых гормональных препаратов, способствующих остановке роста опухолевой ткани и ее обратному развитию. Важное значение в комплексе лечебных мероприятий отводится медикаментозной коррекции нарушений эндокринной функции и обмена веществ, применению препаратов, повышающих иммунитет и соблюдению сбалансированной диеты. Оперативным путем миома матки лечится в случае отсутствия эффекта от консервативной терапии, выявления тенденции к быстрому росту опухоли или перерождения доброкачественной опухоли в злокачественную. Объем операции определяется индивидуально и может составлять удаление миоматозных узлов или радикальное удаление матки.

Современные воззрения на природу этой широко распространенной доброкачественной опухоли матки претерпели изменения благодаря новым данным о молекулярно-генетических детерминантах процесса развития этой доброкачественной опухоли. В настоящее время доказана роль эндокринной, ауто- и паракринной систем в регуляции роста и развития опухоли, цитогенетических нарушений, пролиферативного потенциала опухоли и прочих факторов, однако, однако единой модели, объясняющей развитие миомы матки у женщин, как репродуктивного, так и постменопаузального возраста до настоящего момента не существует.

<o:p> </o:p>   В последнее время некоторое значение приобретает прогестероновая гипотеза, в соответствии с которой не только 17-бета-эстрадиол, но в большей мере прогестерон играют ключевую роль в инициировании каскада молекулярно-генетических нарушений, возникающих в процессе роста опухоли, и являются «физиологическим» регулятором этого процесса. Эти данные не противоречат результатам более ранних исследований других авторов, рассматривающих миому матки как гормонально зависимую опухоль, развитие которой связано с нарушениями в системе гипоталамус — гипофиз — надпочечники — яичники – матка. А также авторами, связывающими рост миомы с избыточным накоплением в ткани опухоли эстрогенов или даже производством их самой тканью опухоли.

<o:p> </o:p>   По мнению некоторых отечественных и зарубежных ученых, на рост опухоли влияет нарушение метаболизма эстрогенов, ритма их экскреции и соотношение между различными фракциями эстрогенов. Гормональная стимуляция роста миоматозных узлов происходит через действие ростовых факторов, выступающих в роли медиаторов, т.е. посредников, межклеточного взаимодействия. Установлено сочетанное взаимодействие между прогестероном и эстрогенами в направлении стимуляции пролиферативного потенциала клеточных элементов лейомиомы путем индуцирования эпидермального фактора роста и его рецепторов.

<o:p> </o:p>   Для клинической практики важное значение имеет характер опухолевого роста. Наибольшее распространение получило выделение опухолей матки по тканевому составу: лейомиомы, фибромы, ангиомы, аденомиомы. В зависимости от содержания в них соединительной ткани и степени развития сосудистого компонента различают простые и пролиферирующие миомы.

<o:p> </o:p>   Некоторые авторы выделяют несколько патогенетических вариантов быстрого роста: «истинный» (за счет преимущественно активизации пролиферативного процесса) и «ложный» (вследствие воспалительных и вторичных изменений в узлах миомы). При «ложном» росте увеличение миоматозных узлов в размере связано с отеком в результате вышеописанных изменений. В любом случае, «ложный рост» всегда значительно менее выражен, чем «истинный», связанный с действительным разрастанием мышечной ткани матки.

<o:p> </o:p>  Многие исследователи отмечают мощное развитие сосудистой, особенно венозной сети гипертрофированного миометрия. По мере роста узла опухоли и сопутствующей этому росту гипертрофии миометрия развитие его сосудистой сети происходит по генетически детерминированной программе, свойственной беременности. Особенностью этого развития является чрезмерная гипертрофия венозной системы матки, формирующей ее дренажную систему, мощность которой во много раз превышает реальные потребности оттока.

<o:p> </o:p>   В России в 2005 году выполнено 8,5 млн. полостных операций, из них 1,4 млн. (16,3%) проведено в гинекологии, при этом 280 тыс.(20% от всех гинекологических операций) произведено по поводу миомы матки.

Вероятность озлокачествления миомы матки минимальна. Однако, при сочетании в репродуктивном возрасте миомы матки и 2-3 других факторов риска, существует опасность развития злокачественных процессов тела матки.

Рейтинг: 0 Голосов: 0 871 просмотр