Факторы, влияющие на зачатие.

25 мая 2013

Говоря о факторах, влияющих на зачатие, прежде всего необходимо отметить такие, как возраст и частота половых сношений.

Возраст.

Максимальная возможность зачатия у здоровой женщины достигается примерно к 23 — 25 годам, затем несколько снижается, а после 35 лет падает уже значительно. Это обусловлено тем, что ближе к 40 годам снижается «качество» овуляции из-за возрастных изменений в половых органах. Кроме того, матка и маточные трубы уже могут быть поражены какими-либо заболеваниями (например, эндометриоз, фибромы и др.), что также не сказывается положительным образом на зачатии. Однако и здесь есть свои исключения. Так, мировой рекорд рождения ребенка — 57 лет. Вообще же беременность может наступить до тех пор, пока функционируют яичники, но с каждым прожитым годом эта вероятность становится все меньше и меньше.

У мужчин организм, в частности половая система, функционирует по-другому, поэтому в принципе он способен к зачатию примерно до 90 лет. Однако это в идеале, а на практике у большинства мужчин после 45 лет способность к деторождению постепенно снижается.

Частота половых сношений

Теперь поговорим о том, как влияет на возможность зачатия частота половых сношений. Будучи слишком редкими, они оставляют мало шансов для зачатия, так как, напомним, женская яйцеклетка готова к оплодотворению лишь в некоторые дни менструального цикла. Так, по мнению гинекологов нашего медицинского центра «Евромедпрестиж», один половой акт в неделю дает примерно десятипроцентную возможность зачатия, которая возрастает с увеличением числа сексуальных контактов.

При этом необходимо помнить, что слишком частые половые сношения также снижают шанс оплодотворения яйцеклетки. Происходит это из-за того, что уставший мужской организм начинает вырабатывать сперматозоиды, жизнеспособность и подвижность которых много ниже в сравнении с нормой. Таким образом, они часто не в состоянии проникнуть в маточные трубы и дождаться там яйцеклетки. В этой связи наши гинекологи и андрологи (мужские гинекологи) нашего медицинского центра рекомендуют искать свою «золотую середину», помня о том, что организмы у всех разные и то, что является нормой для одного, совершенно не подходит другому.

Раньше за отсутствие у пары ребенка вся вина возлагалась исключительно на женщину. Современные медицинские исследования показывают, что в ряде случае бесплодным может быть и мужчина. Статистика называет такие цифры, как 40 % женского бесплодия против 35 % мужского. Также встречаются случаи, когда факторы, мешающие беременности, присутствуют и у женщины, и у мужчины. Поэтому в нашем медицинском центре широко распространена практика так называемых семейных осмотров, когда врачи обследуют и саму пациентку, и ее супруга. Обследование и беседа со специалистом проходит отдельно для каждого.

Однако вернемся к тому, что может повлиять на способность к деторождению у женщины. Здесь можно выделить пять факторов бесплодия:
— трубный фактор (качество проходимости и сократительной способности маточных труб)
— перитонеальный фактор (наличие различных спаек, препятствующих транспортировке гамет)
— эндокринный фактор (отсутствие овуляции в результате различных гормональных нарушений или общих системных заболеваний)
— маточный фактор (пороки развития или строения матки)
— шеечный фактор (особенности строения шейки матки или изменения, которые препятствуют движению сперматозоидов к яйцеклетке)

В зависимости от причины, аналогично классифицируется бесплодие по видам.

Помимо этого, существует и другая классификация, согласно которой выделяют такие факторы бесплодия, как:
—психосексуальные расстройства
—различные опухоли половых органов
—аменорея
—олигоменорея
— ановуляционный менструальный цикл (отсутствие овуляции при нормальном ритме менструации)
—врожденные аномалии половых органов
—непроходимость маточных труб, причем обеих
—наличие спаек в малом тазу
—эндометриоз
— различные системные заболевания, влияющие на состояние гормональной системы

В целом же, наши специалисты приводят такие данные: из-за расстройств овуляции наблюдается 35 — 40 % случаев бесплодия, из-за трубно-перитонеальных нарушений — 20 — 40 %, из-за различных гинекологических заболеваний (например, эндометриоз) — 15—25 %, по иммунологическим причинам — 2 %. Кроме того, несмотря на достижения современной медицины, остается небольшой процент тех случаев, когда причины бесплодия не выявлены. При этом врачи гинекологи-эндокринологи нашего медицинского центра рекомендуют в подобной ситуации не отчаиваться и обращаться к другим врачам, проводить различные методы диагностики.

Среди причин мужского бесплодия (или сниженной способности к деторождению) следует отметить перенесенные инфекционные заболевания (например, туберкулез, менингит, все заболевания инфекционной природы и т.п.), которые зачастую негативно отражаются на половой системе, даже если имели место в детстве. Кроме того, учитываются особенности профессиональной деятельности, так как воздействие радиации, токсических веществ, физическое или нервное переутомление способствуют снижению активности и жизнеспособности сперматозоидов. Употребление алкоголя также вредит детородной функции и ослабляет мужскую потенцию.

Первое обращение к врачу

Когда обращаться к врачу? — спрашивают многие женщины. Специалисты нашего медицинского центра «Евромедпрестиж» отмечают, что в этом вопросе нет какого-либо единого правила. Все зависит от здоровья партнеров, степени их обеспокоенности и, конечно же, от возраста.

По словам врача нашего центра, гинеколога Выборновой Ирины Анатольевны, женщине в возрасте до 25 лет, не болевшей никакими серьезными гинекологическими или инфекционными заболеваниями, нет причин волноваться, так как даже при регулярных половых контактах может потребоваться 4 — 6 месяцев для того, чтобы забеременеть. После полугода попыток стоит проконсультироваться со специалистом, и в зависимости от его заключения подождать еще немного или же начать проходить все специальные обследования.

В том же случае, когда Вам больше 35 лет, ждать больше полугода крайне не рекомендуется. Чем старше женщина, тем меньше у нее шансов родить здорового ребенка, поэтому стоит серьезно подойти к данному вопросу.

Еще один повод для скорейшего обращения к врачу — подозрения одного из партнеров о своей болезни, которая мешает зачатию. Такими заболеваниями могут выступать сальпингит у женщин или орхит у мужчины. В данном случае необходимо осознавать, что только специалист может подобрать эффективное лечение с тем, чтобы восстановить репродуктивную функцию. Чем раньше произойдет обращение к врачу, тем проще, короче и дешевле будет терапия, а значит шансы на беременность и рождение здорового ребенка остаются высокими.

К врачу стоит идти сразу вдвоем мужчине и женщине. Это поможет быстрее определить причину бесплодия и успешней справиться с ней. При первом визите к врачу, как правило, происходит беседа и первичный осмотр. Расскажем об этом подробнее.

Гинекологический осмотр женщины, жалующейся на отсутствие беременности, практически ничем не отличается от обычного периодического осмотра. В данном случае, более тщательному анализу подвергаются лишь шейка матки вместе с ее секретом и яичники с целью определения их размера, чувствительности и, по возможности, функционального состояния. Перед посещением гинеколога женщине стоит подготовиться к ответам на следующие вопросы:

• перенесенные ранее заболевания как гинекологические, так и инфекционные и эндокринные (туберкулез, менингит, диабет). С собой стоит взять историю болезни, которая обычно записывается в медицинской карточке женщины.
  • перенесенные операции (включая удаление аппендикса, операции на матке и маточных трубах, яичниках, кесарево сечение и аборт)
  • различные гинекологические факторы (количество беременностей, родов и выкидышей, периодичность менструального цикла, регулярность менструаций, применяемые методы контрацепции и дата прекращения их использования)
  • вопросы, связанные с образом жизни (особенности профессиональной деятельности, употребление табака и алкоголя, физические нагрузки и т.п., психологические конфликты в семье и на работе, перенесенные стрессы, нервные напряжения)
  • особенности половой жизни (частота половых сношений, боли во время их и др.)

Осмотр мужчины при первом посещение врача также прост и занимает мало времени. Врач осматривает пенис, прощупывает яички, определяя их функциональное состояние, также обследует семявыводящие потоки. Необходимо выяснить у мужчины случаи инфекционных заболеваний, диабета, венерических заболеваний. Кроме того, стоит уточнить особенности образа жизни и трудовой деятельности. Для специалиста важны сведения об употреблении различных лекарственных препаратов и случаях наследственных болезней (состояние здоровья родителей, не страдают ли бесплодием браться, сестры или иные родственники).